Общие вопросы
международной защиты прав Человека
Общие положения
Международная защита прав человека в судебном порядке
— относительно новое явление в международной жизни. Ее историю можно
отсчитывать от 1950 г. — года принятия Советом Европы Европейской
Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), которая
впервые предусмотрела механизм защиты прав человека на международном
уровне.
Понятие международной защиты и возможность
функционирования ее механизмов тесно связаны с понятием суверенитета
государств. Суверенитет означает, что государство обладает всей
полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет
свою внешнюю и внутреннюю политику, и никакое государство не вправе
вмешиваться в осуществление другим государством своих функций.
Вторая мировая война показала, что государство может
злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб иным странам. Возникла
необходимость в образовании международных организаций государств,
которые могли бы осуществлять определенные контрольные функции с
целью соблюдения безопасности всего мирового сообщества в целом.
Первой подобной организацией стала Организация Объединенных Наций,
созданная в 1946 г. Позже начали возникать региональные
межгосударственные объединения — такие, как Совет Европы (1949 г.).
Российская Федерация как активный член мирового
сообщества является участником большого числа международных
договоров в области прав человека в рамках различных международных
организаций. Это договоры, созданные в рамках системы ООН, так
называемые универсальные договоры, и региональные договоры, которые
принимаются различными региональными объединениями государств, —
такими, как СНГ, Совет Европы, Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). К названым договорам в рамках
Организации Объединенных Наций можно отнести следующие: Всеобщую
Декларацию прав человека, Международный Пакт о гражданских и
политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных
и культурных правах, Международную Конвенцию о ликвидации всех форм
расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка и
другие. В рамках Совета Европы были созданы: Европейская Конвенция о
защите прав человека и основных свобод, Европейская Социальная
Хартия, Европейская Хартия о местном самоуправлении и многие другие.
Международные договоры, как правило, предусматривают
обязательства государств соблюдать те или иные нормы в отношениях
друг с другом. Международные договоры, посвященные правам человека,
содержат перечень прав человека и основных свобод, а также
обязательства государства соблюдать перечисленные права или
воздерживаться от действий, каким-либо образом нарушающих эти права
как в отношении своих граждан, так и иных лиц, находящихся под
юрисдикцией этого государства. Из этого следует, что договоры в
области прав человека не устанавливают обязательств в отношениях
между государствами, а определяют единые стандарты соотношения
полномочий государств, с одной стороны, а с другой стороны — прав и
свобод частных лиц.
Международная практика выработала несколько способов
контроля за соблюдением международных стандартов в области прав
человека.
Во-первых, механизм межгосударственного контроля и
надзора, который состоит в том, что государства, подписавшие тот или
иной документ в области прав человека, создают исполнительный
комитет экспертов или иной орган, который периодически запрашивает
доклады государств и дает государствам рекомендации. Этот механизм
можно назвать политическим, и его использование совершенно
невозможно для частного лица.
Во-вторых, механизм контроля за соблюдением прав
человека, основанный на рассмотрении индивидуальных обращений
частных лиц. В настоящее время процедуры индивидуального обращения
частного лица к международно-правовому институту предусмотрены двумя
международными документами — Европейской Конвенцией о защите прав
человека и основных свобод и Международным Пактом о гражданских и
политических правах в совокупности с Факультативным Протоколом к
нему.
Из истории вопроса
Если говорить о классификации прав человека по их
«иерархии», то все права человека можно условно разделить на три
поколения, причем это никоим образом не связано со значимостью этих
прав. Такое разделение не означает, что права человека первого
поколения более важны и значимы, чем права человека второго и
третьего поколений. Это деление проводится по временному критерию
формулирования этих прав.
К первому поколению прав человека принято относить
такие права, как:
•
право на жизнь, свободу и безопасность личности;
•
право на свободу мысли, совести и религии;
•
право на свободу от произвольного ареста, задержания
или изгнания;
•
право на равенство перед законом и судом, право на
публичное и справедливое рассмотрение дела независимым и
беспристрастным судом;
•
другие права.
Это так называемые естественные права. Они
принадлежат человеку от рождения независимо от того, в каком
государстве или в какой семье он родился, на каком языке он говорит,
какого цвета у него кожа и т. д.
Эти права берут свое начало в древнем обществе.
Обычаи, которые складывались в тот период, постепенно
трансформировались в права. Более четко права этого поколения
сформулированы в период так называемых «буржуазных революций»,
защищавших именно эти права в качестве «либеральных свобод».
Впоследствии эта категория прав человека была
расширена и конкретизирована в законодательстве (в том числе и в
конституциях) демократических государств.
Права первого поколения, в отличие от прав второго и
третьего поколений, можно назвать «негативными», то есть эти права
гарантируют защиту от какого-либо негативного вмешательства, в том
числе и со стороны государства, в осуществление гражданских и
политических прав. Эти права призваны защищать индивидуальную
свободу. Как правило, нормы, закрепляющие эти права, формулируются
следующим образом: «Никто не может быть...»
*****
Ко
второму поколению прав человека относятся так называемые социальные,
экономические и культурные права:
•
право
на труд и свободный выбор рода деятельности;
•
право
на социальное обеспечение;
•
право
на отдых и досуг;
•
право
на образование;
•
право
на защиту материнства и детства;
•
право
на участие в культурной жизни общества;
•
другие
права.
У
социальных прав иная природа, чем у гражданских и политических прав.
Эти права скорее позитивные. Для того, чтобы соблюдать эти права,
государство должно не только воздерживаться от вмешательства в эту
сферу, но и активно создавать различного рода механизмы,
гарантирующие социальные, экономические и культурные права. Для
реализации прав этого поколения требуется активная организационная
деятельность государства. Как правило, нормы, закрепляющие эту
категорию прав, формулируются так: «Каждый имеет право на...»
Это
поколение прав человека сформировалось в конце XIX — начале XX веков
в процессе борьбы индивидуумов за улучшение своего экономического
положения, повышение культурного уровня и статуса.
Права
второго поколения в очень большом объеме нашли свое отражение в
советских конституциях 1936 и 1977 гг. Однако номинальное
закрепление этих прав не означало их однозначного осуществления. Мы
знаем, что закрепление в Конституции РСФСР 1936 г. права на труд
привело к борьбе с тунеядством, что, в свою очередь, нарушало право
человека на невмешательство в его личную жизнь.
Наиболее полное закрепление экономические, социальные и культурные
права нашли в Международном Пакте об экономических, социальных и
культурных правах, а позднее в Европейской Социальной Хартии.
В
настоящее время очень актуальным являются вопросы ратификации
Европейской Социальной Хартии странами-членами Совета Европы и
введения контрольного механизма соблюдения этих прав — подобного
тому, по которому Европейский Суд по правам человека уполномочен
рассматривать индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав,
гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и
основных свобод.
*****
В
период после второй мировой войны начало формироваться третье
поколение прав человека. Это так называемые коллективные права или
права народов. К ним можно отнести:
•
право
на мир;
•
право
на здоровую окружающую среду;
•
право
на социальное и экономическое развитие;
•
другие
права.
Эти
права нельзя назвать естественными правами, так как они формируются
по мере становления того или иного коллектива индивидуумов. Эти
права также нельзя рассматривать как сумму естественных прав
индивидуумов, входящих в этот коллектив, в эту общность. Качественно
иные свойства прав этого поколения определяются общими целями и
интересами определенного коллектива.
Классификация прав
гарантированных Европейской Конвенцией о
защите прав человека
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые
предусмотрены непосредственно в Конвенции, и те, которые закреплены
в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в зависимости от
возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного
права и ограничивать возможность его осуществления.
Традиционно выделяются 4 группы прав:
•
абсолютные права;
•
права,
осуществляемые в сфере правосудия;
•
существенно-квалифицированные права;
•
права
с присущими ограничениями.
К
первой группе относятся права, гарантированные ст.ст. 2, 3, 4, 7 и
ст. 1 Протокола № 6. Термин «абсолютные права» означает, что
государство ни при каких условиях не имеет права отступать от
соблюдения этих прав. Остановимся на том, какие именно права,
закрепленные в Конвенции, государство не вправе ограничивать ни при
каких условиях: право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6), запрет
пыток и бесчеловечного обращения и наказания (ст. 3), запрет рабства
(ст. 4), запрет на установление обратной силы уголовного
законодательства (ст. 7). Более подробно о правах, гарантированных
ст.ст. 2 и 3, будет сказано ниже. Авторы не останавливаются на
правах, гарантированных ст.ст. 4 и 7, поскольку они, как показывает
практика работы Центра содействия международной защите, крайне редко
(почти никогда) не бывают предметом обращения в Европейский Суд по
правам человека.
Вторая
группа прав — это права, которые определяют положение лица в ходе
осуществления правосудия. К этим правам относятся права,
предусмотренные ст. 5, — право на свободу и личную
неприкосновенность, и ст. 6 — право на справедливое судебное
разбирательство. Значительное отличие этой группы прав от предыдущей
заключается в том, что невозможно установить единые стандарты
осуществления правосудия во всех странах-членах Совета Европы,
поэтому Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные
гарантии для любого лица, вовлеченного в какое-либо судебное
разбирательство — как уголовное (а при определенных обстоятельствах
административное), так и гражданское. Существо указанных прав также
будет раскрыто ниже.
Третья
группа прав отличается тем, что права, гарантированные ст. 8 — право
на уважение частной и семейной жизни, ст. 9 — свобода мысли, совести
и религии, ст. 10 — свобода выражения мнения и ст. 11 — свобода
собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают
вмешательство государства в осуществление этих прав. Но
вмешательство может быть осуществлено только в тех законных целях,
которые предусмотрены в этих статьях Европейской Конвенции.
Последняя группа прав является самой объемной и включает все
остальные права, которые не были отнесены к какой-либо из
вышеназванных групп. Отличительная черта последней группы состоит в
том, что Европейская Конвенция предусматривает права с присущими
ограничениями в очень общих формулировках, а конкретное содержание
того или иного права определяется самим государством с учетом
исторически сложившихся норм, обычаев и специфики каждого
конкретного государства. Практика Центра содействия международной
защите показывает, что нарушения прав последней группы встречаются
не слишком часто. Стоит остановиться подробнее, пожалуй, только на
одном из прав этой группы, а именно: праве на свободные выборы. Ст.
3 Протокола № 1, гарантирующая это право, предусматривает право на:
1) свободные выборы, 2) выборы с разумной периодичностью, 3) тайные
выборы. Периодически тот или иной политический деятель пытается
обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения
этого права, при этом, как правило, он оспаривает тот факт, что
выборы являются неравными, то есть обжалует то право, которое не
гарантировано Европейской Конвенцией. Кроме того, следует иметь в
виду, что права, возникающие у кандидата в депутаты в ходе
предвыборной кампании, не относятся к гражданским правам и
обязанностям, то есть судебное разбирательство по этим вопросам не
подпадает под защиту ст. 6 Европейской Конвенции. Таким образом,
кандидат в депутаты не имеет права обжаловать несправедливость
судебного процесса по поводу каких-либо конфликтов в ходе
избирательной кампании.
|